Архив 2008, июль-октябрь

Из наблюдений за логикой детских вопросов Ровесничество — категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры. Педагогика и психология, забывшая традиции своего народа, практически ничего не знает о детской тайне. В постсоветской действительности программа развития образования становилась всё менее осуществимой. У политиков в эпоху передела собственности торжествовали совсем другие заботы. Красноярский край остался самой деятельной образовательной частью России. Технология группы – 2. В клуб я пришла, когда мне было 17 лет. Раз в неделю человек 10 возраста 20-30 лет собирались дома у Наташи Зернаковой, пели, общались. В 2000-м году мы вдруг решили провести фестиваль. Инкубаторами предтеч КСП были неформальные составляющие формальных и неформальных корпораций. Бытовали песни туристские, геологические, альпинистские, экспедиционные, молодёжностроевские, актёрские, блатные лагерные и др. Учитель часто думает, что он сказал — и этого достаточно. Это ведь смешно. А Шулешко показывал, что вокруг этого факта происходит, как ты говоришь, о чем ты говоришь, и как тебя слышат, и о чем тебя слышат, и кто тебя слышит... Технология группы – 2. г. Владимир Чучело с лицом очень похожим получилось, издалека смотришь — просто не отличишь. Алиса Пашнина, Полина Кирсанова, Юлия Жук, Воспоминания выпускников о начальной школе Дети, на которых воспитатели уже крест поставили, как на самых безуспешных — первыми выбираются из сложных ситуаций, придумывают, изумляют взрослых, вызывают уважительные взгляды сверстников. Чтобы раскрывать новые возможности в жизни детей, нужно научиться фиксировать накопленный ими опыт жизни и уметь на него опереться. Технология группы – 2. Группа с максимальной эффективностью , развитыми межличностными отношениями и опытом межчеловеческого взаимодействия у нас и (по случайному совпадению) в академической науке называется коллективом . На пути к коллективу группа проходит определённые фазы.  |   |   |   |   |     Неформальное поле — совокупность наложенных друг на друга отдельных движений — имеет многоуровневую структуру. Каждый клуб состоит из слоев с совершенно различным уровнем внутренней организации.  |   |   |     Взрослый перестаёт ощущать себя лидером над детьми, а становится в позицию наравне с ними в качестве организатора детских дел, забот, общения. Официальность отношений с первого дня в школе, режимные действия под присмотром учителя устанавливают разобщённость детей. Потом с помощью учителя уточняется "кто есть кто" в учебном деле - и утверждаются незримые границы между теми, кто надеется на успех, теми, кто не ждет успеха и немногими лидерами, требующими признания своей успешности от других. «Наше дело — вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» — такова первая формула «краткосрочных замыслов» шулешкинского учителя и воспитателя. Важнейший водораздел между разными подходами к образованию состоит в том, к какому образу поведения они склоняют детей: к приспособленчеству относительно задаваемых взрослыми правил — или к самопроявлению своих возможностей в кругу ровесников. В многочисленных наименованиях системы Шулешко царит диковинный разнобой. Обучение по «Аквариуму» — это вроде бы про методику. Социо-игровая педагогика — про стиль. Система ровеснического образования — про общую идеологию... Деление на отличников и неудачников превращается в анахронизм, когда педагогическая работа нацеливается на выстраивание дружеских и деловых отношений детей друг с другом, когда учебная и неучебная жизнь, дела, разговоры уравниваются. Евгений Шулешко последовательно выпадал из всех краев и областей, где работал. Рано или поздно местное начальство начинало от него избавляться: то не понравится, что уходят из рук методическая компетентность и цензорская власть, то прорежется зуд к чему-то придраться, то, наоборот, останется очень довольно и благодушно заявит: «Теперь ведь у нас и так все хорошо, зачем какие-то особые условия?» Технология группы – 2. «К нам приходят не чтобы весело проводить время, а люди, которые разделяют определённую политическую программу и собираются вместе работать над её воплощением.» ( От авторов: Для нас важно не содержание политической программы, а факт осознания рассказчиком принципиальной разницы между группами, нацеленными на внешнюю деятельность или на эмоциональный комфорт своих членов. ) Необходимо, чтобы внимание педагога с оценок обученности-необученности детей, учебных достижений было перенесено на внимание к событиям, происходящим между детьми: дружественности-враждебности, разобщённости-сотрудничества, закрытости-доверительности, скованности - инициативности. Начинались исследования Евгения Шулешко и его соратников с вопроса о том, «как сделать так, чтобы не было двоечников?» Как разбить предрассудок о невозможности свободного освоения письменной речи каждым ребёнком? Решения были найдены. доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Москва Рецензия на книгу «Очерки неформальной социотехники» Евгений Шулешко:  — Я не говорил слова ребёнок. Ребёнок ничего не может! Я говорил — дети. Дети могут всё! Евгений Евгеньевич Шулешко, пожалуй, самый загадочный персонаж педагогического Олимпа. Его система (если её можно назвать системой) распространяется по стране едва ли не успешнее всех остальных, хотя нисколько не рекламируется, вроде бы и не технологична, и нигде обстоятельно не описана. Зафиксировать и описать её вообще не считают нужным. Шестилетки-первоклашки схватились за ручки и начали торопливо царапать у себя в тетрадках абсолютно непривычный текст нимало не заботясь о том, что звучание этих прекрасных слов столь не похоже на их орфографическое написание. Технология группы – 2. Чтобы вырастить хороший клуб, нужно иметь либо талант и интуицию, данные от природы, либо (лучше и то, и другое) опыт и знания, малая толика коих содержится в этом тексте.  |   |   |   |   |  Александр Лобок подрядился учителем в подготовительный класс пяти-шестилетних малышей. Теперь происходящее там изумляет его самого — ладно, что дети, не изучая алфавита, начали писать, но из них потоком полились странные тексты, преимущественно стихотворные, удивительной художественной цельности. И в каждом из них отчётливо виден авторский стиль — ребёнок, ещё не начавший знакомства с культурой, сам организует мир своей индивидуальной поэтики. Речь развивается контекстом всей жизни - всем, что окружает ребёнка, всеми, кто окружает его, всем, что происходит с ним и вокруг. Чем питаются вдохновение детей, их фантазия, красочность упоительного вранья, болтовни, споров по дороге домой, на переменах, дома? Насколько учитель и его уроки являются поводом и источником этого истинного развития речи? В вероятностном образовании принцип творческой неопределённости, принцип вероятностной размытости будущего принимается как фундаментальная культурная ценность. Это образование строится как цепь не запланированных заранее образовательных событий. Продукция педагогики — технологии и алгоритмы работы, гармонизированные с внутренней природой человека. «Теперь мы знаем, что Россия скрывала свои достижения в области образования тщательнее, чем в военной», — так писали американские репортёры после гастролей русского преподавателя Николая Зайцева. Люди, не изучавшие русский язык, благодаря кубикам и таблицам Зайцева усваивают основную грамматику за десять–пятнадцать занятий. Термин «развивающее обучение» употреблять стало неловко. Подобное словосочетание вывешивает над собой едва ли не всякий, желающий сказать о себе нечто хорошее. Нет такой темы, к которой сегодня не прицеплялись бы слова развитие, личность, творчество, духовность, диалог... Славно было бы вовсе запретить их к употреблению; они утратили всякое внятное значение и вызывают лишь тоскливое воспоминание о пресловутой всесторонне и гармонически развитой личности. О чём-то бесспорном, бесформенном и бессмысленном. Технология группы – 2. Основными в реконструкторском движении являются фестиваль , на котором происходят турниры и балы , а также аутентичное поселение , где участники некоторое время живут в обстановке какой-либо эпохи. К моменту раскола наш реконструкторский клуб стал больше тусовкой, нежели рабочим коллективом. Народу было прикольно приходить попить пивка вместо того, чтобы тренироваться, мастерить доспех или проектировать игру. Я считал, что лидер вёл неправильную политику: нужно было ужесточать отношение к тусовщикам. Широкое становление развивающего обучения можно охарактеризовать перестраиванием из лабораторных измерений в самую приземлённую реальность, откуда неизбежно следовали и высочайшие педагогические Достижения, и множество профанации. Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов Использованы данные и экспертные оценки, предоставленные Анатолием Вассерманом Общественное движение спортивных интеллектуальных игр одно из самых массовых в б.СССР. Общая численность движения оценивается экспертами как более 300.000 человек, средний возраст участников 20 лет. Владимир Владимирович Репкин, соруководитель (вместе с Феликсом Баданским) лаборатории, которая вела эксперимент в нескольких начальных классах 17 харьковской школы с 1963 по 1983 год. Кандидат наук, каким остаётся и доныне, хотя большинство его былых соратников — профессора и академики. До сих пор продолжают расходиться по свету репкинские учебники, буквари и букварёнки, с добродушным и логичным роботом Сам Самычем, придуманным когда-то ведущим литературной студии и сотрудником лаборатории поэтом Вадимом Левиным. Экспедиция отличается от похода тем, что поход может быть просто развлечением, а экспедиция - род деятельности. Владимир Репкин — автор развивающего обучения, руководил созданием серии школьных учебников, перевернувших представление об учебной книге. Он остался в заграничном Харькове, который превратился из ведущего научного центра в громадный мелкокупеческий городок. Обитал он в этом распавшемся Харькове и вовсе на самой окраине, на верхнем этаже в доме без телефона, почти за пределами всякой досягаемости. Но нити напряжения педагогической жизни каким-то чудом по-прежнему продолжали сюда сходиться. Поход может привести к улучшению межличностных отношений в группе. Здесь у школьников формируются целый набор нравственных качеств: ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуляции. Технология группы – 2.  |   |   |   |  Восстановление того, что упущено, задавлено, искорежено дурным обучением до 10 лет, требует огромных специальных усилий в подростковом возрасте. Напротив, ребята, прошедшие хорошую начальную школу, зачастую в дальнейшем способны успешно бороться за свое образование и сами. Андрей Русаков, Наталья Касицина  — если их нормально учили в начальных классах. Методы работы Евгения Евгеньевича Шулешко с дошкольниками и младшими школьниками никого не оставляют равнодушными. Происходящее на его занятиях трудно обозначить словами методика, занятие, игра или игровое обучение. Скорее это нормальная, полнокровная жизнь маленького человека, в которой естественным образом находится место для разных занятий и увлечений. Основные воспитательные задачи, которые могут быть решены при помощи экскурсии: усвоение какой-либо школьниками информации, развитие ряда

Похожие статьи:

Hosted by uCoz